Флиртуальная реальность
Автор: Екатерина Чинарова
Опубликовано в журнале “Бизнес-журнал” №24 от 7 декабря 2004 года.

В мегаполисе познакомиться с человеком противоположного пола стало для многих проблемой. Утром - на собственном автомобиле на работу. Потом весь день - в офисной беготне и суете. Поздно ночью - домой. Вдобавок современные информационные технологии, делая людей ближе, одновременно… разъединяют их.
Элвин Тоффлер, известный футуролог, научный предсказатель, уверял, что отношения мужчины и женщины сильно изменятся в XXI веке: знакомства станут более “быстрыми” и короткими. Как в воду глядел автор “Футурошока”: российский предприниматель Валерий Бочаров, идеолог и создатель “Флиртаники”, адаптировал к новомодным тенденциям потребность общаться. А попутно оказалось, что организация вечеринок флирта для молодых жителей больших городов - интересная и вполне прибыльная рыночная ниша.

Разрешите представиться
До того как превратиться в предпринимателя, Валерий Бочаров принимал участие в ряде интернет-проектов. В частности, работал в компании Port.ru. “Мне нравилось, но я стремился поехать куда-нибудь учиться. Больше всего привлекала Англия, где я выбрал годичную программу MBA”. Когда вернулся, устроился в крупную компанию. Но атмосфера Валерию не понравилась. “Структура были слишком военизирована, а к казарменной системе я не привык. Особенно неприятно было смотреть на так называемые публичные порки, когда начальник прилюдно “распекал” подчиненных за оплошности”. Вот тогда-то Бочаров всерьез и занялся поиском ниши для своего бизнеса. К тому же хотелось чего-то необычного.

Новый сайт знакомств: знакомства девушки : знакомства москва : клуб знакомств : международные знакомства : бесплатные знакомства : знакомства иностранцы : знакомства мужчины : интернет знакомства

- Тут как раз подвернулась ситуация: мой приятель развелся и стал задумываться о дальнейшей судьбе, - вспоминает владелец “Флиртаники”. - У него был свой бизнес, дискотеки он не любил, в клубах появлялся в мужской компании. В общем, надо было искать спутницу жизни, подругу. Вот тогда и заинтересовались “blind date”. Это типично западное явление, а классическая схема такова: на встречу друзья приводят не знакомых друг с другом мужчину и женщину - например, приятелей состоявшейся пары. Так они сходятся. Мы замыслили расширить это понятие и сделать что-то вроде “большого” blind date. То есть собрали знакомых наших знакомых и провели первую вечеринку.

Начальный опыт неожиданно понравился всем приглашенным, и на Бочарова посыпались звонки с требованием “продолжения банкета”.

- Я договорился с клубом “Би2″, - продолжает Бочаров, - и проект был запущен. Постоянно экспериментировали, ведь как и что делать - я не знал.

Впрочем, может быть, именно поэтому формат, который получился у первооткрывателя российских вечеров флирта, оказался таким подходящим для России. И - прижился.

- Кстати, парень, ради которого тогда затевалась вся эта история, своей цели достиг. Правда, не на первой, а на одной из последующих вечеринок, - смеется Валерий.

Идея сотрудничать с клубами на взаимовыгодной основе возникла у Бочарова сразу. Но поначалу сами клубы шли на контакт крайне неохотно. Сегодня отношения уже иные, а на “Флиртанику”, как на “коллективного клиента” выстраивается чуть ли не очередь. Впрочем, причины ясны: за год с лишним проект “Флиртаника” стал вполне успешным, а публика, которая собирается у Бочарова, - это ведь и есть тот самый средний класс, “белые воротнички”, владельцы компаний, которых так ждут в большинстве клубных заведений!

Спустя короткое время “Флиртаника” выросла из формата первого, хотя и любимого, клуба “Би2″. Необходимо было искать заведения, с одной стороны, не “проходные”, а с другой - уютные и вместительные, ведь вечеринки собирали уже от 40 до 60 человек!

Как водится, на заре организации бизнеса у идеи нашлось немало критиков. “Все говорили: фигня, ничего путного из этого не выйдет, - вспоминает Бочаров. - Но мы продолжали прощупывать почву. Я не хотел заниматься “знакомствами”, они, на мой взгляд, очень маргинальны, и разработал особый формат мероприятия - вечеринку флирта. Кстати, флирт - это вообще ключевое слово во всей идее”.

Флирт современен и ненавязчив. Ни к чему не обязывает. Вы никому не обещаете, что люди уйдут от вас вместе с новым, идеальным спутником жизни. И, наконец, это не пошлое сводничество. На основе этого легкого и красивого, а главное, в то время не затасканного слова, и возник брэнд “Флиртаника”. “На этапе создания я придумал больше десятка различных наименований, но “Флиртаника” мне нравилась особенно”, - говорит Бочаров. Кстати, о том, что имя было выбрано удачно, свидетельствует и его успех у публики: на Интернет-форумах и в поисковых системах “флиртаника”, а также сочетание “вечеринки флирта”, родившиеся именно на мероприятиях Бочарова, стали нарицательными.

Ускользающая простота
Когда технология была в целом отработана, а экспериментальная стадия закончилась, друг-американец рассказал Бочарову о других формах организации такого рода вечеринок. В США довольно сильно развит формат speed dating. Все функционально, быстро… Но за два часа люди не успевают пообщаться и завязать по-настоящему интересные знакомства. Тем временем с самого начала Бочаров сделал ставку на более длительные встречи, которые занимали от 4 до 6 часов.

А затем - стоило только “Флиртанике” встать на ноги, как в столицу “приехал” английский вариант вечеринок знакомств, quick date. Появление конкурентов всерьез испугало Бочарова: “Я боялся, что со своими ресурсами они для меня составят реальную конкуренцию. Но их ошибка состояла в том, что здесь, в России, они все делали по схеме, отработанной у себя. И схема провалилась. Русские - не англичане, “не совсем европейцы”. Самое забавное, что ко мне приходил директор этого проекта и решительно критиковал все, что я делаю. Ругал, давал массу советов, что и как нужно изменить, чтобы было “правильно”. А через пару месяцев конкурент испарился, исчез с рынка”.

Одновременно с английскими варягами открылись чуть ли не десять похожих проектов в Москве и Санкт-Петербурге. “И это только те, что я успел отследить. Некоторые тупо копировали наш сайт, даже не меняя текстов, выбирали похожие названия”. Но в итоге многие начинания, выстроенные как копии “Флиртаники”, потерпели неудачу. Главная проблема: организаторам не удавалось собирать посетителей в объеме, обеспечивающем рентабельность бизнеса. Кое-кто пошел дальше - начали открываться целые флирт-клубы (так, в столичной “Формуле Любви” билет по записи стоит 120 рублей, без записи - 210). Но пока рано судить, что получится их этих проектов, - пусть пройдет некоторое время. “Флиратника” же как бизнес лишена главного “камня на ногах” - собственной недвижимости, что делает идею весьма привлекательной для начинающих предпринимателей.

Но… как воспринимать опыт Бочарова, если с десяток копиистов, попытавшись “срисовать” бизнес “Флиртаники”, быстро отказались от продолжения этих проектов?

- На первый взгляд, скопировать этот бизнес очень просто: собирай людей, устраивай вечеринки… Но это не так, - комментирует Бочаров. - Нам для запуска бизнеса понадобилось около 50 тысяч долларов, которые пошли на хорошо оборудованный офис, разработку качественного, функционального и, главное, наполненного контентом сайта, на рекламу через сеть открыток и продвижение в ресторанных сетях. Добавим сюда печать пригласительных билетов, наем персонала на условиях сдельной оплаты… В общем, легкой эта бизнес-модель выглядит лишь в первом приближении.

Прайс-лист “Флиратники” формировался эмпирически, в процессе отработки идеи. Первые вечеринки стоили посетителям 400 рублей, сейчас же цена поднялась до 800–900 рублей. 30 долларов - это сумма, которую сегодня могут потратить за вечер многие. В то же время очевидно, что такая цена служит определенным барьером для “нецелевых”, а проще говоря, нежелательных клиентов.

Обычно в мероприятиях “Флиртаники” участвуют от 90 до 120 человек, таким образом, только одна вечеринка собирает около 3 тысяч долларов, причем Бочаров уверяет: каждая - прибыльна, в том числе в “плюсе” оказался даже самый первый, пробный вечер.

“Арифметика” этого бизнеса очевидна. Кое-что удается привлечь по бартеру - помещение в клубах, шампанское от спонсора… Но есть и затраты. В частности, ни в коем случае нельзя экономить на персонале и в первую очередь - на “айс-брейкерах” (так называют тех, кто помогает людям расслабиться на вечеринках). Скажем, в “Флиртанике” эту роль выполняют очаровательные модели, однако это вовсе не “куклы”, а самые настоящие интеллектуалки. Впрочем, и здесь есть поле для экономии. Например, в качестве айс-брейкеров можно приглашать практикующих психологов или продюсеров. Они нередко сами предлагают свою помощь, причем бесплатно: для них каждый такой вечер - интересный полигон, работа “в поле”.
По понятным причинам менее массовыми, но зато и более рентабельными, являются VIP-вечеринки. Цена входного билета тут взлетает до 150 долларов. Но ввиду высокой требовательности и искушенности аудитории, готовить такую “флиртанику” команде Бочарова приходится не одну неделю. Да и ресторан нужно выбирать соответствующий. Сегодня вечеринки флирта проходят два-три раза в неделю в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве, а отношения с бизнес-партнерами Бочаров строит по схеме франчайзинга.

- Технология вполне передаваема и масштабируема в других городах, - говорит Бочаров. - И сегодня мы с интересом присматриваемся к Екатеринбургу, Новосибирску, Самаре, Ростову-на-Дону и другим “миллионникам”. Конечно, партнеров мы отбираем очень тщательно, тем более что звонки и письма от региональных предпринимателей идут к нам постоянно. И уже в ходе беседы понимаю, “потянет” человек организацию вечеринок или нет, подходит ли он нам. Я знаю, с чем столкнется будущий менеджер проекта, и честно рассказываю о трудностях. Поэтому нередко люди, услышав мои ответы, трезво взвешивают все “за” и “против” и отказываются. Наконец, не в наших интересах рассказывать сказки о том, как все это легко и прибыльно. Думаю, причина многочисленных провалов тех, кто пытался слепо копировать наш опыт, как раз и состоит в том, что они ошибались в чем-то главном. А ведь если не понимаешь сути бизнеса, за который взялся, то бизнес этот обречен!”

Опыт “Флиртаники” показал: в организации таких специфических мероприятий существует масса тонкостей, которые обязательно нужно учитывать. И это вполне объяснимо. Ведь “вечеринки” - это же на самом деле люди. А люди - это отношения. К тому же создать правильную атмосферу, вести мероприятия так, чтобы посетители захотели позвать друзей или вернуться, - не так-то легко.

Основной инструмент продажи билетов на вечеринки флирта “Флиртаники” - интернет-сайт, 90% совокупного объема продаж приходится именно на него. Среди посетителей вечеринок флирта бывают разные люди. Однако костяк составляют менеджеры, бухгалтеры, финансовые директора, руководители отделов по маркетингу и рекламе. “Видимо, они наиболее мобильны, быстро реагируют на перемены, легко схватывают новое”, - говорит Валерий Бочаров. - Формат вечеринок флирта предполагает огромные возможности для эволюции концепта. “Часто какие-то идеи по усовершенствованию “Флиртаники” предлагают сами участники. Постоянная обратная связь - это наше главное отличие от ночного клуба. Мы регулярно собираем жалобы и предложения как на вечеринках, так и через сайт. А сейчас я думаю над новым направлением интернациональных тусовок, хотя понятно, что подобные выезды за границу требуют на порядок больше вложений и опыта. Поскольку цена путевки в двадцать раз будет превышать нынешнюю стоимость вечеринки, риски намного выше, и цена ошибки, соответственно, тоже. Зато сегмент уж больно перспективный!”

Одна из основных трудностей, с которой сталкиваются организаторы флирт-party, - это так называемая гендерная диспропорция. Вот почему привычной является ситуация, когда на сайте “Флиртаники” на грядущую вечеринку регистрация для женщин уже завершена (как говорится, “пул укомплектован”), а вот мужчин ждут с распростертыми объятиями. Не то, чтобы дефицит… Но некоторый дисбаланс наблюдается даже невооруженным взглядом.

- Традиционно интерес к вечеринкам со стороны женщин выше. И непропорциональность обусловлена природой. В силу этих причин не всегда удается соблюсти обязательное условие формата: равное число приглашенных мужчин и женщин. То есть билеты продаются поровну, но иногда мужчин, а реже - женщин, оказывается меньше. Тут, однако, мы как организаторы бессильны. Явку с милиционером обеспечить не можем, - смеется владелец “Флиртаники”.

И вот, кстати, еще одно наблюдение Бочарова, которое может пригодиться тем, кто решит не буквально “тиражировать” этот бизнес, а подойти к организации вечеринок флирта по-настоящему, не протокольно и с душой: “Мы заметили устойчивый эффект: люди все чаще приходят на flirt-party для того, чтобы найти… бизнес-партнеров. И я не считаю это проблемой. Напротив, был бы только рад, если б народ в первую очередь приходил тусоваться и общаться, а не жениться!”
Люди хотят общения. Так было и так будет. И, кстати говоря, никто не утверждает, что предоставлять возможности для общения можно только в каком-то одном-единственном формате. Вариантов - множество. Главное - не пытаться с холодными глазами “доить” клиентов, взамен ничего не предлагая. А вот если гостям понравится атмосфера организованных для них встреч - вовсю пойдет молва, которая обеспечит организаторов работой на годы вперед.

Сделаем это по-быстрому!
Термин Speed-dating (иногда “speeddating”) вольно можно перевести как скоростное или быстрое свидание, в противоположность свиданию традиционному (”slow dating”). Похоже, что родом услуга из Нового Света, и это не удивительно. Первая вечеринка была проведена в 1999 году среди американской иудейской диаспоры, приветствующей браки между ее членами.

Почти одновременно speed-dating, a точнее quick-dating (ох уж эти British English и American English!) провели в Великобритании. Довольно быстро одинокие профессионалы, менеджеры среднего звена и просто люди, которые любят все необычное, оценили формат, и он распространился по всей Англии.

На этом рынке довольно быстро наметилась специализация. Так, английский клуб Xfactor явно метит в молодую, продвинутую и модную аудиторию. Это следует из концепции (”программа наших вечеров не перегружена, куча свободного времени, возможности выпить и спокойно потанцевать”), так и из креативных игрушек, которые организуют на вечеринках: например, Lock and Key, когда на входе каждой девушке дают навесной замок, а мужчинам - ключ, задача - найти замок и отпереть его. В процессе гости (всего их около 150 человек) обмениваются так называемыми флирт-карточками, это что-то вроде “валентинок” с признанием: ты мне нравишься. На подобных мероприятиях работают профессиональные психологи, “айс-брейкеры”, которые растормаживают публику, делают ее более динамичной, разряжают атмосферу, снимают конфликтную ситуацию. Средний билет на вечеринку стоит 14 фунтов стерлингов, напитки и еда оплачиваются отдельно. В США - стране, которую по справедливости называют “плавильным котлом наций”, - огромной популярностью пользуются национальные вечеринки, встречи диаспор: афро-американских, иудейских, южноамериканских и т. д. В России данный формат не приживается, слишком высока степень ассимиляции, считают эксперты. Вот тематические вечеринки для любителей боулинга, петанка, гольфа - это пожалуйста.

Для азиатов в Англии существует “своя” компания, которая организует встречи. Apna Speed Dating Service создает среду, которая подходит более скромным людям с Востока. Впрочем, свидание длится, как и в Штатах, три минуты, а по свистку кавалеры переходят за другой столик. Каждому посетителю на входе вручают бюллетень, в нем он ставит баллы партнеру, с которым “сделал это по-быстрому”. Далее через организаторов или сайт, при полном соблюдении конфиденциальности, гости вечеринки обмениваются заполненными карточками, и если ожидания совпадают, участнику дают доступ к более расширенному профилю понравившегося ему человека. Так и завязываются знакомства. В России схема, опять-таки, гораздо проще. Никто не запрещает обмениваться визитками в процессе встречи, и большинство участников делают именно так. Вот что рассказывает о своем опыте участия на “Флиртанике” предпринимательница Марина: “Летом мне срочно нужны были деньги, не знала, у кого занять. Да и настроение на “нуле”. Как девушка авантюрная, решила сходить на эту вечеринку. В тот же вечер вернулась домой с кипой визиток и полезных деловых знакомств. Но самое смешное, импозантный мужчина из “Газпрома” пригласил на свидание, одолжил денег”. Такой вот нетривиальный способ решения финансовых проблем по-русски.