В разговорах о судьбах российского туризма не раз приходилось слышать мнение зарубежных специалистов: если б вы, русские, научились использовать туристские богатства, которыми владеете, то могли бы оставить в покое свои нефть и газ. Они-то у себя “из камня сок выжимают” и отлично видят, что можно было бы сделать у нас.
По оценкам Всемирной Туристской Организации, в течение последних примерно десяти лет происходит явно изменение приоритетов: десятки миллионов любителей путешествий устремляются в страны Восточной Европы. Туристу стало скучно и тесно в сплошь урбанизированной, унифицированной и регламентированной Европе, романтика - исчезла. Но что можем предложить мы? Сегодня туризм по России - вполне востребованный продукт, и столичные туроператоры почувствовали это уже в полной мере. Знают они и о том, что люди, побывавшие в Москве и Санкт-Петербурге, всерьез интересуются возможностями поездить по регионам. Вот только посоветовать им почти нечего. И не потому, что нет ничего привлекательного. Все дело в том, что пакет туристических услуг для желающих взглянуть на Россию настоящую отсутствует как таковой. Однако по оценкам экспертов, в ближайшее время до 40–60 миллионов туристов ежегодно будут испытывать тягу к нашей стране. Это - платежеспособный спрос, который, по всем законам, должен сделать данный сегмент рынка одним из весьма перспективных. Россия всегда манила воображение западного человека. Для нас это, может быть, и странно, но о России думают. О ней даже мечтают. Культура - наш важнейший национальный ресурс. Самое время воспользоваться им в полной мере. Однако поездки по стране для иностранцев, как и сто лет назад, практически невозможны. Отечественные культурные и исторические центры, многочисленные природные достопримечательности рассредоточены по огромной территории с крайне неравномерной плотностью населения и, мягко говоря, слабо развитой социальной сферой. За исключением главных мегаполисов, в России - в отличие от Европы - нет концентрации культурно-развлекательных центров и комплексов, вокруг которых могла бы забурлить туристская жизнь.
На пространствах наших, как ни гонись за Европами, гостиниц не настроишься! Кроме того, придорожные отели надлежащего уровня, принимающие туристов на одну ночь, да еще и с поправкой на сезонность, не могут быть рентабельными. В итоге многие национальные памятники культуры, расположенные в глубинке и не менее известные столичные достопримечательности практически недоступны для инстранцев.
Добраться до многих наших туристических сокровищ - проблема. А добравшись, трудно обнаружить на месте хоть что-то, напоминающее сервис. Впрочем, в мире туристического бизнеса давно отработаны разнообразные технологии, многие из которых с успехом могут быть применены и у нас.
В 1991–1996 годах автору довелось принимать непосредственное участие в реализации уникального для России проекта. Одна из швейцарских туристических компаний средних размеров (к тому времени уже имеющая опыт работы на российском рынке туруслуг) решила осуществить дополнительный рекламный проект и организовать туры по горному Алтаю с использованием автокемперов, или, проще говоря, “домов на колесах”.
…Когда, несколько позже, мы демонстрировали самой разной аудитории построенные на базе отечественных грузовиков комфортабельные “гостиницы на колесах”, почти никто не верил, что сделаны они у нас. Один высокопоставленный московский чиновник, детально осмотрев автокемпер на базе шасси “Газели” и получив подробные ответы на все вопросы, все-таки поинтересовался: “Так это в Германии сделано?” Тем временем туристов из Европы происхождение наших машин не интересовало совершенно. Важными для них были, скорее, знакомые принципы обустройства жилых салонов, привычное расположение и вполне узнаваемый вид панелей управления бытовыми системами.
Алтайские туры показали, что развитие массового туризма в России на основе применения “домов на колесах” во многих случаях не имеет альтернативы. Ведь инфраструктура туризма, в центр которой поставлен “дом на колесах”, не требует капитальных затрат на строительство гостиниц, новых коммуникаций.
Во-первых, этот вид туризма по определению состоит из чередования автопробегов с остановками для отдыха, осмотра местных достопримечательностей и всякого рода развлечений. Во-вторых, автокемперы обеспечивают высокую степень автономности и комфортное, независимое от внешних условий существование во время всего путешествия. В-третьих, к любой достопримечательности все же ведет хотя бы проселок, а значит, стандартный “дом с мотором” сможет туда добраться. Ну и наконец, путешествия на автокемперах могут стать импульсом к появлению впоследствии базовых центров туризма, которые будут обустраиваться уже традиционным способом - с отелями, ресторанами, релаксационными центрами…
Впрочем, чуть подробнее - об алтайском опыте. Вообще-то, сам по себе пункт назначения - Алтай - стал выбором наших швейцарских партнеров. Рекомендации европейской туристской ассоциации сводились к двум основным аргументам: этот район России характеризуется практически абсолютной экологической чистотой и девственной природой. Удаленность от центральной части страны, необходимость внутренних перелетов и связанное со всем этим удорожание туров не изменило намерений руководства компании. В итоге по дизайн-проектам, которые учитывали эргономические требования, предъявляемые за рубежом к интерьеру “домов на колесах”, на российских предприятиях было построено пять “трекмобилей” с необходимой степенью автономности. Причем в качестве базовых взяты шасси от российских грузовиков Газ-66 и Урал-4320. Цена самих шасси и запасных частей была значительно ниже, чем у иностранных аналогов. Наконец, правильность такого выбора для алтайских туров позже полностью подтвердилась.
Маршрут пролегал по живописным и почти безлюдным просторам горного Алтая с посещением жемчужины южной Сибири - Телецкого озера. В преодолении перевалов, рек вброд, участков бездорожья и, наконец, технического обслуживания в условиях отсутствия решительно всякой цивилизации, наши внедорожники показали себя с самой выигрышной стороны. Полторы тысячи километров туристы проходили за 12 дней, так что вместе с перелетами продолжительность одного тура составляла 14 дней. Каждый заезд сопровождали двое механиков, врач, переводчик и общий руководитель, который имел радиосвязь на случай экстренной необходимости, хорошо знал местность и особенности маршрута. Поначалу мы очень беспокоились, смогут ли иностранные туристы управлять нашими армейскими грузовиками, так что для обучения этому программой тура был отведен один день. Однако на практике удавалось уложиться в один час! Случалось, за рулем оказывались и женщины. Было даже такое: приехал инвалид-колясочник с женой. Взявшись за поручни, он самостоятельно поднимался на борт “трекмобиля” и, тем более, мог свободно передвигаться внутри жилого салона, придерживаясь за жестко связанную с полом и стенами мебель. Увы, самостоятельно управлять машиной он не мог, но за руль без тени сомнения, отклонив предложения наших механиков о помощи, села его жена. Запомнились горящие нетерпением глаза швейцарских туристов - им хотелось быстрее начать движение по маршруту. Примечательно, что среди туристов были все возрастные группы - от студентов до пенсионеров.
Наблюдая за гостями и общаясь с ними, я все больше понимал, что главный восторг у них во время путешествия по России вызывало чувство первооткрывателей и ощущение свободы. В конце каждого заезда перед отлетом в Москву устраивался прощальный вечер с общим застольем, переполненным трогательными “иностранными” эмоциями. Известно, что наши люди гостеприимны и относятся к туристам как к родным и близким. А это вызывает признательность и желание вернуться. Вот только каждый раз все труднее было отвечать на вопросы, когда в центре и других частях страны появятся такие же “дома на колесах”, будут разработаны новые маршруты, чтобы можно было ездить по всей России.
На такие путешествия есть немалый спрос. А поскольку применение “домов на колесах” на различных шассийных базах позволяет организовать маршруты и маршрутные сети в любом регионе страны, где существуют хоть какие-то дороги и возможна заправка автомобилей, рынок этот имеет неплохие перспективы. Надо сказать, что, с учетом алтайского опыта, с одной стороны, и естественной нацеленности любого бизнеса на максимальную эффективность, с другой, становится совершенно ясно: интеграцию российских территорий в европейское туристическое пространство предпочтительнее начинать с региона, расположенного между центром и западными, а также северо-западными границами страны. Отработанные в этом регионе туристские технологии с использованием “домов на колесах” помогут минимизировать ошибки и облегчить пуски маршрутов в других местах. Города Золотого кольца, Ленинградская, Псковская, Новгородская, Смоленская, Архангельская и многие центральные области обладают значительным, но крайне слабо используемым туристским потенциалом. А ведь есть еще дельта Волги на юге, Валаам на севере, “Столбы” в Красноярском крае, Байкал, Камчатка, Приморье…
Но… какова же цена вопроса на начальном этапе? Ответ зависит от выбранного подхода к реализации конкретного проекта. Здесь все определяют не только объем денежных вложений, но и различия во вкусах и пристрастиях, а также территориальная принадлежность, местные туристские ресурсы, видение перспектив дальнейшего развития. Продумав все детали конкретного маршрута, составив его описание и нанеся на местную карту, необходимо определиться с количеством машин. “Дома на колесах”, разумеется, можно купить в Европе. Но в этом случае к цене придется прибавить стоимость запчастей и техобслуживания базовых автомобильных шасси иностранного производства, сервис которых должен быть доступен в любой точке маршрута и без задержек.
А можно поступить иначе. Наш опыт включает постройку нескольких прототипов туристских автокемперов на базе “Газели”, тогда как комплекты бытового оборудования, материалы для его монтажа и специализированные аксессуары, устанавливаемые на борту, закупались в Европе. Работы по изготовлению кузовов и общую сборку по заказу выполнил один из российских автобусных заводов.
Швейцарцы находили, что автокемпер на базе “Газели” - это совершенно стандартный туристский “дом на колесах” с четырьмя спальными местами, который ничем не отличается от привычных для иностранцев машин. Стоимость изготовленного таким способом кемпера составляла около 37 тысяч долларов, что несколько ниже аналогичной импортной модели на базе, например, “Форд-Транзит”. Впрочем, здесь могут быть разные аргументы и различные решения. В любом случае на приобретение парка, скажем, из десяти машин потребуется около 370–400 тысяч долларов, а минимальный маркетинг и рекламная кампания одного-двух первых российских туров в “домах на колесах” - не менее 150–200 тысяч. Если издержки и риски оценить в 35–40%, это потребует еще примерно 220 тысяч вложений на пусковом этапе.
Основные факторы, влияющие на сроки окупаемости проекта, - это, конечно же, количество автомобилей, работающих на маршруте, продолжительность и сезонность туров, а также коэффициент заполняемости машин. Опыт алтайских туров, где одновременно работало всего пять автокемперов, а продолжительность заявленного сезона составляла 3–3,5 месяца, показал, что при увеличении сезона хотя бы до 5–6 месяцев (учитывая независимое отопление автокемперов), это вовсе не предел. Вложенные в проект деньги могут быть возвращены за 2–2,5 года или даже раньше, все зависит от правильности действий.
Внутренний туристический рынок в России пробуждается, к большому сожалению, очень медленно. А ведь к нам уже стучатся и в окна, и в двери миллионы желающих, чтобы увидеть, услышать, испытать… Они готовы хорошо платить за это, ведь мы в их представлении - непознанный, полудикий мир, создавший, однако, многие страницы мирового искусства и науки. В этом, парадоксальном для западного обывателя сочетании, возможно, и заключается главный “русский магнетизм”.