Основные достоинства автолавки - проходимость и мобильность, позволявшие ей в советские времена снабжать удаленные от райцентров деревеньки товарами первого спроса, остаются в силе. В эру свободного рынка предприниматели оценили небольшой стартовый капитал, необходимый для запуска “мобильного” бизнеса. И вот уже автоприцепы и автофургоны, переоборудованные в подвижные торговые точки, пользуются неизменным спросом в регионах, ими кишат столицы. Однако эксперты утверждают, что у выездной торговли все еще остается немалый потенциал. Главное - не ошибиться с ассортиментом и местом и увидеть новые ниши для магазинчиков “на колесах”.
Потенциал автолавок и торговых автоприцепов далеко не исчерпан. Традиционно автоприцепы используют как мобильные пункты быстрого питания (фаст-фуд), хотя общий негативный настрой по отношению к “уличной еде” не играет на руку начинающим предпринимателям. Тут бы “день продержаться”. Другое направление - розничная торговля штучным товаром. Маневренность автолавки очень выручает в необычных ситуациях - при наводнениях, например, с их помощью МЧС восстанавливает инфраструктуру. А в процессе введения “автогражданки” им нашлось применение в качестве пунктов заключения страховых договоров. Производителям продуктов питания в основном, мясным и молочным комбинатам автолавки помогают продвигаться в провинции. Они не только удовлетворяют спрос, но и рекламируют продукцию. На выставках автолавки позволяют сэкономить на площади: экспоненты располагают свои “штабы” по соседству с павильоном. Есть прецеденты, когда автофургоны и прицепы становились пунктами приема цветных металлов и заготовительных контор, в них успешно размещаются аварийки и службы быта (металлоремонт и ремонт обуви). Не говоря уже о том, что автолавки и прицепы используют как бытовки для проживания или временного пребывания (строителей, геологов, сторожей), помещения под мини-электростанции. Перспективным направлением эксперты признают применение автолавки в качестве мобильного диагностического центра, для установки медицинского оборудования. “Флюорография, стоматология, диагностика “на колесах” могут стать действительно интересными нишами. Что стоит объехать удаленные районные школы и проверить детишкам зубы?” - предлагает Евгений Марков, директор компании “Автолавка.ру” (ООО “Тисбея”). Но сегодня мобильный бизнес уходит из Москвы: его “выводят” директивно, да и общее развитие ритейла в столице не способствует торговле на колесах. Полтора года назад только из московского района “Пресня” было вывезено около 700 автоприцепов, сколько еще уехало самостоятельно - не известно. “В то же время заказы из Питера и других российских регионов по-прежнему растут, - уверяет Евгений. - Несмотря на множество подводных камней, этот бизнес - один из самых рентабельных, а средний срок окупаемости - около полугода”, - убежден Марков, занимающийся “передвижным” бизнесом с 1999 года. Предпринимателей привлекает и высокая ликвидность автолавки, “возможность быстро вытащить свои средства”. Минимум необходимых вложений - это 5–7 тысяч долларов, сумма почти уже нереальная для российского бизнеса, однако факт остается фактом. Именно столько стоят автомагазин б/у, оформление разрешительной документации и закупка необходимого ассортимента. “Ждут своих героев” сельские, удаленные от федеральных дорог районы, эта ниша абсолютно не занята. “В Волгоградской области семейная пара купила один автофургон и на нем объезжает малонаселенные деревни. Как местные жители они хорошо понимают, когда и где торговать. Зная эти особенности, с помощью одной машины они покрывают огромную территорию, “подбирая” спрос, и являются, по сути, монополистами на этом рынке”, - рассказывает Евгений Марков. Таким образом, выездная торговля - это удобный и мобильный вид бизнеса, позволяющий легко реагировать на колебания спроса и цен на рынке, менять географическое расположение точки, увеличивая проходимость.
Вот - новый поворот!
Автолавки и автоприцепы интересны с точки зрения рентабельности и ликвидности, однако неудобны в юридическом оформлении. Как транспортные средства они подлежат всем регистрационным процедурам (техосмотр, автогражданка, постановка на учет, наличие водительских прав определенной категории). С другой стороны, это торговля, а значит - разрешения на торговлю и от СЭС, утверждение ассортимента, кассовый аппарат… От начинающего предпринимателя требуется десяток договоров на уборку территории, вывоз мусора, обеспечение электроэнергией и т. д. Проходить огонь, воду и медные трубы согласований придется самостоятельно, при хорошем раскладе это займет два-три месяца. Для установки “мобильного объекта торговли” нужно получить “добро” муниципальных органов власти, так как транспортное средство не должно портить окружающий вид - а значит, обязательна процедура согласования с архитектурными комитетами. Мобильная торговля как бизнес требует от владельца грамотного планирования бюджета. “Никогда не вкладывайте все деньги до копейки, - советует Евгений Марков. - Имейте запас, так как с автолавкой может произойти масса неприятностей”. Начинающие предприниматели, как показывает опыт его компании, как правило, не ожидают, что бизнес окажется столь трудоемким. “Нужно отдавать много сил, полностью участвовать в процессах, не отлучаясь ни на минуту. У меня есть десятки примеров, когда семьи покупали прицепы и фургоны в надежде на стабильный доход и через пару месяцев отказывались от затеи. Работа без выходных, подъем в пять утра, постоянные заботы о документации - особенно трудно дается прибыль в сверхпроходимых местах. Я всегда предупреждаю людей, что мобильная торговля - бизнес нелегкий, здесь способ организации труда - критичен”. Еще один подводный камень, о котором стоит упомянуть, - это отсутствие стабильности в предоставлении разрешительной документации. “Никто не гарантирует, что лавка будет стоять на одном месте более года. Надо исходить из того, чтобы все вложения окупились за это время. На длительность - не закладывайтесь!” - предупреждает Евгений Марков.
Что вообще случается с лавками? Сергей Власов, владелец нескольких палаток фаст-фуда, уверяет, что проще перечислить, чего с ними не происходит. Фактически все собственники сталкиваются с вандализмом. Ведь охранять лавки не всегда удается, а проходные места “притягивают” хулиганов. Поверхность фургона уродуют, расписывают граффити и т. д. В практике компании “Автолавка.ру” бывали аварии, стихийные бедствия (знаменитый ураган), угоны со стоянок.
Отношения с властями - тема отдельная. Чтобы не попасть впросак с размещением автофургона, лучше заранее учесть перспективы городского строительства и ознакомиться с генеральным планом. Удачными местами для “якорения” остаются рынки (инфраструктура создана специально для мобильной торговли, поэтому проблем с электроснабжением гораздо меньше, чем в “свободном полете”), вокзалы, парки отдыха, пляжи, конечные узловые остановки. Дачные поселки, несмотря на кажущуюся привлекательность, в этот список не входят. Опытные предприниматели уверены, что лишь единичные “дачные” направления окупаются. Лета не хватает, да и спрос не стабилен. Слишком много усилий надо затратить, прежде чем найдешь верное место. Гораздо перспективнее федеральные трассы - дорога на Крым, Каширское и Ленинградское шоссе. Некоторые умудряются зарабатывать возле проходных заводов, заранее зная “зарплатные” дни, подстраивая ассортимент под нужды покупателей. В общем, ищите - и обрящете!
Прежде чем покупать автолавку и необходимое оборудование, нанимать работников, надо учесть массу нюансов. В первую очередь убедитесь, что действуете при поддержке местных властей, а также в том, что ваши намерения не противоречат их планам по благоустройству, застройке, реконструкции территории и т. п. Во-вторых, обратите внимание на транспортную документацию и номера. С “нечетким” или искореженным номером вас могут не зарегистрировать в ГИБДД. Начиная, оцените благосклонность местного населения к появлению автолавки, наличие спроса, а также криминогенность ситуации в районе.
При неудачном стечении обстоятельств, продавая автолавку, владелец теряет 20–50% стоимости оборудования, 80–100% работ по оснащению, 70–100% внешнего оформления, 25–60% цены автолавки.
На колесах
На рынке “мобильных” точек лидирует белорусское предприятие “Купава”, оно выпускает свыше десяти моделей передвижных торговых точек и несколько видов грилей на базе автоприцепов или грузовиков “Газель” и “Бычок”. Передвижная лавка стоит приблизительно 5–7 тысяч долларов. В переоборудованном под магазин прицепе в зависимости от модели предусмотрены одно-два рабочих места. Прицеп “тянет” 100-700 кг товара, автомагазин же 7–1,2 т. Автолавка на базе “Бычка” от ЗИЛа имеет грузоподъемность 2,2–2,3 т.
Совершенно нерационально вкладывать средства в покупку новых автофургонов, если вы планируете использовать их на дачных участках, в сезон. Они будут очень долго окупаться. Традиционный старт для “мобильного” бизнеса - покупка автофургона или прицепа б/y. “В ходе пятилетней практики мы поняли, что пока именно этот сегмент техники оказывается наиболее востребованным, - рассказывает Евгений Марков. - Предпринимателям проще рискнуть 5-7 тысячами долларов, купив подержанное оборудование, чем искать где-то 22-25 тысяч и вкладывать их в бизнес, не имея четких перспектив. Очевидный аргумент в пользу подержанных фургонов - их цена. Но есть и еще не столь заметное на первый взгляд преимущество: такие автолавки уже подогнаны под нужды пользователя, и запустить дело можно через 2 месяца, как только оформите документы”.
“Я покупал автоприцепы через знакомых, они отказались от такого бизнеса в пользу игровых автоматов. Но, конечно, это далеко не единственный способ найти что-то действительно приличное. “Товары и цены”, “Из рук в руки” - традиционный источник информации о подержанных автомобилях”, - вспоминает предприниматель Сергей Власов.
Что внутри?
Можно значительно сэкономить, если покупать автолавку б/у. Но ни в коем случае не стоит скупиться на оборудование. Выбор его определяют различные факторы: цена, срок службы, качество, занимаемая площадь, условия работы с поставщиками, удобство в обращении. Для автолавки, торгующей штучными товарами и продуктами питания, базовым набором является холодильное оборудование, его работа “завязана” на электроэнергию. А поиск источника питания - настоящая головная боль для владельцев автолавки. Покупка генератора (цена около 1 тысячи долларов), к сожалению, не всегда решает проблему, а подключаться к жилым домам категорически запрещено. “Мониторинг большинства прицепов, который проводили в одном из московских округов, показал, что фактически все автолавки испытывают дефицит электроэнергии, “не тянут” нагрузок”, - констатирует Евгений Марков.
В остальном же, “все, что связано с автолавками, очень похоже на обычную торговлю, общепит, бытовые услуги. Только в них все строже, компактнее, крепче и красивее”, - уверен Марков. Именно поэтому, оснащая автолавку, следует выбирать самое надежное и практичное оборудование. Обращайте внимание на гарантийное обслуживание. Опыт показывает, что холодильники лучше брать датские, газовое оборудование - итальянское или немецкое, электрическое - неплохо и отечественное, но французское предпочтительнее. “Пищевое очень рекомендую от компании “Клен”, для начинающего бизнесмена - это настоящий Клондайк. Они возят весьма доступное оборудование для мобильной торговли и фаст-фуда”, - делится опытом Евгений Марков.
Проще, но дороже заказать все оборудование и его установку в фирме, которая на этом специализируется, имеет опыт, статистику успешной работы, а главное - даст гарантию на все обустройство сразу. “Ни один нормальный продавец не признается (по собственной инициативе), что гриль, например, имеет трущиеся детали из алюминия, или что поломка термореле фритюрницы потенциально грозит двухнедельным простоем. Молчат обычно и о том, что для холодильника нужна нестандартная дверь автолавки, так как сообщаемые габариты не учитывают ножек или навесов крышки и т. д., - предупреждает Евгений Марков. - В общем, будьте внимательны. Разумеется, на рынке (вполне сформированном) есть услуги “под ключ”.
“Чего вы хотите и на какие деньги рассчитываете? - первый мой вопрос покупателю, - объясняет Марков. - Как только сумма обозначена, все остальные детали предприниматели решают с технологом. Работа фирм, подобных нашей, организована следующим образом: автолавку и оборудование бизнесмен покупает самостоятельно или через посредников (так удобнее - меньше головной боли), а установкой занимается исключительно посредник. Стоит эта услуга - от 200 до 2 500 долларов, работа занимает от 1 до 30 дней, в зависимости от сложности задачи”. В любом случае необходимо учесть, что нагрузка на оборудование внутри автолавки выше, чем в стационаре. Тряска при переездах требует от автолавки дополнительной прочности, малый объем означает нагрузку на холодильники, повышенная проходимость требует высокой производительности, теснота диктует компактность. Так как “внутренности” автолавки просматриваются с улицы клиентами, все должно быть удобно, чисто и красиво.
Заказывая оборудование, умейте ждать. “Даже если деньги у вас в руках, ничто не произойдет сию минуту: как правило, все, связанное с этим бизнесом, поставляется “под заказ” после предоплаты - вполне возможна задержка на срок до месяца”, - предупреждает Марков.
Доверяя кому-то оснащение автолавки, убедитесь в опытности и надежности подрядчика. Ошибки на этой стадии обязательно скажутся в самый неподходящий момент в будущем. “Этот бизнес не умрет никогда, - подводит итог Евгений Марков. - Он жив в Германии, Польше, находит свои ниши в США. Не думаю, что Россия с ее “дистанциями огромного размера” станет исключением”