Автор: Дмитрий Денисов
Опубликовано в журнале “Бизнес-журнал” №25 от 21 декабря 2004 года.
По заданию редакции прошелся под видом покупателя по фирмам, торгующим игровыми автоматами, и сам подивился той легкости, с которой в нашей стране сегодня можно стать участником игорного бизнеса. Менее двух тысяч долларов - и ты уже в деле. Что до лицензии, то “добрые дяди” помогут за весьма скромное вознаграждение. И уже на третий день (!) можно будет воткнуть свой игровой автомат-”столбик” в розетку в каком-нибудь людном месте и вполне легально собирать пятаки с азартных сограждан.
На случай, если кто-то еще не знает: “столбики” - это те незатейливые игровые автоматы, на которые натыкаешься почти в любом российском городе всюду: в магазинах и подземных переходах, на рынках и вокзалах, на остановках и чуть ли не в подворотнях. Максимально адаптированное для использования в общественных местах устройство: большого пригляда не требует, никаких дорогостоящих узлов внутри не имеет, правила проще “орла или решки”, а игровой цикл запускается простым опусканием монеты в прорезь. Рядом с таким автоматом “однорукий бандит” выглядит настоящим интеллектуалом: того “за руку” нужно дергать или на кнопку жать, отчего у человека хоть какая-то иллюзия имеется, что он влияет на ход игры. “Столбик” же - “бандит” вообще “безрукий”. И при этом не менее эффективен по части легального изъятия мелких денег у широких слоев населения.
Мелкая игорная розница
Менеджеры фирм, торгующих этим оборудованием, - лучшие наставники для начинающих “магнатов” игорного бизнеса. Меня водят по демонстрационному залу и рисуют легко просчитываемый успех:
- Если у вас свой магазин или какая-то другая, арендованная, площадь, вам непременно нужно завести у себя “столбик”! Места нужно не более чем два на два метра, затрат на обслуживание никаких. Просто кто-нибудь из продавцов будет присматривать за ним и осуществлять размен. А прибыли такой вы ни на чем другом не сделаете!
- И что там у нас с прибылью? - лениво интересуюсь я. - Сколько пятаков?
- Конечно, все зависит от места и проходимости. Сейчас не то, что было год-два назад - уже и определенная конкуренция между “столбиками” наблюдается. Но свои 500 долларов в месяц вы будете иметь, - обхаживали меня. - Мы, например, недавно стали “столбики” в Якутию поставлять. Так к ним там очередь выстраивается! Один автомат 10 000 долларов за месяц сделал, представляете? А вы говорите: “пятаки”…
На ходу мы решаем, что лучше всего подойдет мне. В продаже есть “мини-столбик” с одной игровой панелью за 850 долларов. Но лучше брать “столбик” стандартный за 1 800, у которого таких панелей четыре, по одной с каждой стороны. Прелесть в том, что при всей его высокой “производительности” он будет считаться… за один объект налогообложения. Не правда ли, мило?
Далее менеджер рассуждает вслух так: если автомат будет использоваться в крупном мегаполисе, то нужно, чтобы он был укомплектован разными играми. Очень уж в последнее время игрок здесь пресыщен. Поэтому решаем снабдить автомат не только игрой “777″, но и “Русской рулеткой”, а также видеоигрой, что потребует установки дорогого TFT-монитора. И еще поставим для пущего азарта кнопку “Удвоение выигрыша”. В такой комплектации “столбик” будет стоить около 3 500 долларов. Всевозможные сертификаты, знак утверждения типа игрового автомата и контрольные клейма прилагаются - комар носу не подточит. Процент выигрыша регулируется самим оператором в оговоренных законом пределах - от 75 до 95%.
Я интересуюсь: какой процент выдачи лучше установить?
- Все зависит от особенностей вашей точки, - объясняют мне. - Если много “залетных”, случайных посетителей, то можно выставить и по минимуму, 75%. Но лучше не жадничать. Выигрыш и звон падающих монет - прекрасная реклама автомату. Если у вас районный магазинчик с большим числом постоянных посетителей, то оптимальная установка для выигрыша 90%. Это обеспечит внимание и интерес потенциальных игроков.
- Ага, то есть сунули в автомат сто рублей, вынули девяносто…
- Да, заведение никогда не проигрывает. По сути дела, игроки сражаются не с игровым автоматом и не с судьбой, а друг против друга. Один “накормит” автомат монетами, проиграется и отойдет. Следующий бросит пару монет и снимет куш. Если задержится и поиграет подольше - все равно уйдет в минус…
Тронула забота производителя о владельце автомата. Всего за какие-то 5 000 рублей автомат подключат к GSM-каналу, и “столбик” будет ежедневно докладывать о своих доходах-расходах, сбрасывая SMS-сообщения хозяину. Реализуется это с помощью мобильного телефона, который вставляется внутрь “столбика” и подключается к игровой плате.
Но больше всего поражает другой сервис, который продавцы “столбиков” именуют “арендой лицензии на игорный бизнес”. С юридической точки зрения звучит некорректно, но в целом схема проста, как и сам игровой автомат: плати фирме-продавцу каждый месяц от 1 000 до 3 000 рублей за “аренду” плюс вмененный налог, а за это она оформит тебя своим обособленным подразделением. Хлопоты сведены к минимуму: тебе подготовят пакет документов для регистрации автомата в налоговой инспекции по месту установки. Есть даже столь заботливые продавцы, которые и в налоговую сходят за тебя сами (!). Только работай, голубчик! После регистрации, которая занимает два дня, на тебя начинает распространяться действие лицензии, и ты можешь с полным правом торговать азартом в розницу. Где еще вы найдете другой такой бизнес, в который можно войти за три дня, даже не имея юридического лица? Не удивительно, что “столбики” размножаются в России с умопомрачительной скоростью!
“Автора!”
После недолгих поисков выяснилось, что первый “столбик” был произведен на свет в России, причем относительно недавно - в 2001 году. В корпорации КСИ (Москва), которой принадлежат лавры изобретателя, от нас энергично отмахнулись: мол, мы разное игорное оборудование делаем и не хотим, чтобы наша компания почем зря ассоциировалась со “столбиками”… Да и то: лавры, действительно, сомнительные. К тому же, никакого особого технологического прорыва “столбик” собой не знаменует. Обычный “слот”, из которого выбросили все дорогостоящие узлы. Внутреннее устройство радует своей классической простотой: монетоприемник, игровая плата с генератором случайных чисел, несколько “лоханок” для монет и так называемый “хоппер”, который производит выдачу выигрыша. Даже патентом защищать нечего. Неудивительно, что производство “столбиков” на территории России легко и быстро освоило не менее двух десятков предприятий.
Собственно, все ноу-хау заключалось в новом подходе к игре: если у нас еще не весь народ пошел в игорные заведения, то нужно сделать так, чтобы игровые автоматы пошли в народ. Благодаря “столбику” игра стала доступной всем - малоимущим, несовершеннолетним. Азарт подешевел, он подкарауливает человека всюду, куда ни приди. Криминальная профессия наперсточника, похоже, стремительно выходит из моды. Зачем развивать ловкость рук и трудиться в поте лица, преступая при этом закон, если можно вполне легально зарабатывать с помощью “столбика”?
“Застолбим” Россию?
За свою короткую историю “столбики” успели продемонстрировать прекрасную приспособляемость к самым различным климатическим условиям и способность быстро размножаться даже в неблагоприятной деловой среде. “Поголовье” игровых автоматов России к середине 2004 года эксперты оценивали примерно в 140 тысяч, из которых около 36 тысяч приходилось на Москву и 20 тысяч на Санкт-Петербург. Примерно половина от общего числа - это автоматы именно типа “столбик”. Многие регионы в последнее время просто поражали темпами “автоматизации”, чуть ли не удваивая их число. В этом году, например, отличился Киров, где количество игровых автоматов выросло сразу в 5 раз.
Серьезный игорный бизнес, как ни странно, не видит в уличных “столбиках” конкурентов. “Они не уводят у нас нашего игрока, - поясняет Кирилл Шатилов, директор по маркетингу “Джекпота”. - Это совершенно другая концепция. Доступность “столбиков” привлекает детей, а в наши залы несовершеннолетние не допускаются в принципе. Но все равно появление “столбиков” - наша беда: в восприятии обывателя и они, и мы - игорный бизнес. И общественная критика, которую мы сейчас слышим, и те “тухлые помидоры”, которые летят в их адрес, задевают и нас, цивилизованных участников рынка”.
Риски
Как говорил О. Генри, всякое предприятие носит в груди семена собственной гибели. Простота “столбового” бизнеса, в конечном счете, может его и погубить. И дело даже не в обостряющейся “внутривидовой” конкуренции, хотя уже сейчас эксперты отмечают, что число играющих - величина почти постоянная, а количество “столбиков” - прогрессирующая геометрически. “Столбики” превратились в заметное явление, которое власти не могут игнорировать. А с явлением нужно что-то делать.
Местные власти до определенной степени могут являться союзниками операторов “столбиков”, поскольку взимаемые налоги поступают в местный же бюджет. Налоговый кодекс РФ обозначает пределы, в которых законодательные собрания субъектов Федерации самостоятельно устанавливают размер налоговой ставки - от 1 500 до 7 500 рублей с игрового автомата в месяц. Москва, например, выбрала ровно половину от максимальной суммы - 3 750 рублей. Самара, Пенза и Саранск отнеслись к игровым автоматам со всей душой, установив ставку в 1 500, 1 700 и 1 800 рублей соответственно. Беспощадно обходятся со “столбиками” во Владивостоке, Нижнем Новгороде, Белгороде и Воронеже, взимая максимально возможный налог в 7 500 рублей. Во многих регионах власти относятся к “столбикам” весьма прагматично: налоги поднимают, но и посматривают, чтобы это не вызывало сокращения числа объектов налогообложения. Все-таки речь идет о достаточно весомых поступлениях в бюджет. Долгое время власти на местах были больше озабочены не социальными последствиями “столбовой” лихорадки, а тем, как распределяются игорные налоги. Довольно распространенный трюк предприятий игорного бизнеса был такой: зарегистрироваться и платить налог в регионе, где ставка его - щадящая. А обособленные подразделения открывать где угодно на территории России, благо лицензия на игорный бизнес выдается “безадресно”. С 2005 года вопрос разрешится: налог надо будет платить по месту регистрации объектов налогообложения, а не самого налогоплательщика.
В последнее время власти ощущают все более сильное давление общественного мнения. Пресса публикует душещипательные истории о жертвах игровых автоматов: молодых людях, которые монета за монетой спустили все деньги, вырученные от продажи квартиры, или о деревенских жителях, которые почти поголовно проиграли “столбику”, установленному в “сельпо”, свои сбережения. Откуда ни возьмись, появился в речевом обороте термин “лудомания” (игровая зависимость). В некоторых регионах война со “столбиками” уже началась, и ведется она в форме “упорядочения размещения объектов игорного бизнеса”. В Санкт-Петербурге готовится постановление городского Правительства о запрете размещения игровых точек в продовольственных магазинах. Белгородская областная дума приняла закон, по которому вообще все игорные заведения будут в течение года выведены за пределы городов и населенных пунктов в специально отведенные места. Уже сейчас большинство городов области свободны от азарта в любой его легальной форме. А для “столбиков”, весь смысл которых заключается в том, чтобы находиться в шаговой доступности от своего потенциального клиента, “упорядочение размещения” смерти подобно.
Но еще большая опасность надвигается на “столбики” в виде законопроекта “О деятельности игорных заведений”, внесенного депутатом Игорем Динесом в 2001 году. Такой вид игорного предприятия как отдельно стоящий в общественном месте автомат-”столбик” в законопроекте вообще не предусматривается. Минимальный формат, в соответствии с предлагаемыми лицензионными требованиями, следующий: зал, оборудованный санузлом и баром, не менее 20 игровых автоматов, собственные активы не менее 100 миллионов рублей. Законопроект исходит из того, что игорный бизнес - это удел крупных предпринимателей. Но никто не берется точно сказать, когда эта напасть для “столбиков” будет принята Государственной Думой. Судьба у законопроекта складывается достаточно трудная. За три года он дошел было до третьего чтения, но недавно его вернули на второе.
В свете всех таких опасностей риск пострадать от мошенничества для оператора “столбика” представляется совсем пустяком. Тем более что с этой стороны производитель научился прикрывать своего покупателя достаточно эффективно. Как говорят производители, нечистые на руку игроки научились “доить” самые первые “столбики” весьма примитивным способом: сразу же после опускания монеты они давали электрический разряд на корпус автомата с помощью шокера или пьезо-зажигалки. Электроника “сбоила” и внепланово выдавала выигрышную комбинацию. Поэтому сейчас на автоматы ставят защиту “анти-шок”. Совершенствуются монетоприемники, устанавливаются более надежные замки. От любителей просунуть руку в хоппер и пошуровать в нутре автомата проволокой, с целью слить монеты, тоже придуманы различные приспособления.
* * *
Если оценивать бизнес на “столбиках” отстраненно, то он представляется весьма и весьма конъюнктурным. “Столбики” размножились настолько, насколько им позволили сделать это власти. Бюрократическая машина - штука очень инерционная, но она уже включилась и начинает двигаться в направлении “упорядочения и регулирования” этого вида бизнеса. Долгосрочная перспектива для “столбиков” явно не благоприятна. Так или иначе, упорядочат и зарегулируют. Похоже, мы уже находимся на пике “столбовой” лихорадки или очень близки к нему. Еще чуть-чуть, и дела пойдут “под горку”. Но успеть заработать на пятирублевом азарте еще можно