Один дома
Автор: Александр Берковский
Опубликовано в журнале “Бизнес-журнал” №1 от 18 января 2005 года.

Частный детский сад в России как бизнес - это либо героизм, либо нечеловеческая вера в свою миссию, либо откровенное подполье, сговор с родителями и “шифрование” под иные форматы детских учреждений. В США для старта такого бизнеса достаточно двух справок. Российская же бюрократическая система сделала все, чтобы максимально затруднить появление частных садиков.
У детей должно быть детство! Это точно. А у родителей - спокойная жизнь и возможность обеспечивать своих чад. И чтобы ребенку было потом за что сказать вам “спасибо”, его надо отдать в хороший детский сад. Так рассуждают многие, и поэтому спрос на услуги детских садов сегодня очень велик. В государственные попасть сложно, а частные детские сады, хотя и стоят недешево, но тоже, как правило, заполнены. Ага! - скажет предприимчивый читатель, если есть спрос, то надо его удовлетворять. Почему бы не открыть садик? Попробуем разобраться, как выглядит в России этот малый бизнес - частный детский сад.

Сегодня немногие мамы имеют возможность воспитывать детей дома. Во-первых, надо работать. Во-вторых, не все готовы полностью взвалить на себя этот тяжкий груз. А в-третьих - детский сад все-таки полезней, чем гувернер или няня. Так что можно сказать - это услуга первой необходимости, и она должна быть массовой, тиражируемой. Дети-то рождаются все время, а садиков - мало.

- Сейчас выросло число платежеспособных родителей, пользующихся услугами частных детских учреждений. Соответственно, появляются и предложения по предоставлению им различных услуг, включая и домашние детские сады. Но знать все требования для организации детских садов и отвечать ожиданиям бывает очень непросто! - рассказывает учредитель и генеральный директор НОУ “РОСТ” (ясли, детский сад, школа) Любовь Табунидзе.

Садик - это отличный женский бизнес. Не хуже салона красоты или цветочного магазина. И чаще всего идея открыть частный детский сад приходит молодой маме, которая хочет интересно, необычно воспитывать своего ребенка и попутно иметь возможность подзаработать. Схема проста: в числе знакомых есть еще несколько родителей, готовых платить за то, чтобы их дитя нянчили и воспитывали, пока они работают или, быть может, развлекаются. Если детей набирается много, то арендуют отдельную квартиру, нанимают еще пару человек, и, вроде как, сад готов.

Но не все так радужно. На самом деле открыть детский сад очень непросто, тем более, если подходить к этому исключительно как к бизнесу - с экономической точки зрения. Проблем много: низкая прибыльность, немалые затраты для начала, а также пробивание головой стен, чтобы сделать все легально. Большинство частных детских садов сегодня работает без лицензии и регистрации: в Санкт-Петербурге, например, на десять-двадцать легальных приходится от ста до двухсот, работающих без разрешительных документов. Стоимость услуг частных детских садов колеблется от 300 до 1 000 долларов в месяц, что, как правило, обеспечивает лишь уровень безубыточности.

- Негосударственное образовательное учреждение - это окупаемый бизнес, но не прибыльный, - признает Любовь Табунидзе.

Организовать частный садик в одиночку, “с нуля” - задача непростая. Хоть кое-что должно быть для старта - квартира, кредит, инвестор (лучше всего - муж). Но когда что-то получается - этот бизнес оказывается настоящим “делом жизни”, интересным и приятным занятием.

Итак, попробуем посмотреть, что ожидает того, кто собирается заняться продажей счастливого детства.

Вышел ежик из тумана
Сначала как законопослушные граждане и сознательные налогоплательщики попробуем все сделать легально и не уходить в туман. Что нужно для легализации? - Лицензия! А что нужно для получения лицензии? Правильно, прежде всего - согласовать помещение! Наши постоянные читатели уже, наверное, пробовали поиграть в настольную игру “Открой ресторан!” (см. прошлый номер “Бизнес-журнала”). Так вот, для того чтобы оформить помещение для детского сада - нужно получить не меньше “разрешишек” и “согласовашек”, чем для ресторана. И если у рестораторов есть и материальные ресурсы, и эффективные механизмы “ускорения” процесса, а затея в итоге оказывается финансово оправданной, то у того, кто решит открывать детский сад, что, надо заметить, более общественно полезно и благородно, возможностей гораздо меньше.

В первую очередь, надо зарегистрировать юрлицо - ООО или ЗАО (вариант ПБОЮЛ не подойдет), и, может быть, уже на этом этапе кто-нибудь сдастся. Подходящее помещение - это шесть квадратных метров площади на ребенка (в два раза больше, чем для школы!), отдельные комнаты для игр и сна, спортивно-оздоровительный комплекс, наличие медицинского обслуживания, пожарная сигнализация (которая стоит совсем недешево, а пожарные после недавних нашумевших трагедий в детских учреждениях очень строго спрашивают), специальная мебель и оборудование. Кроме того, существует масса требований, касающихся организации питания.

Если все-таки горы свернуть удалось, и вы получили разрешение от СЭС и пожарных, то следом нужно предоставить в Лицензионную палату образовательные и воспитательные программы, а также предъявить высококвалифицированный педагогический состав, получить аттестацию и госаккредитацию. Лицензия на образовательную деятельность выдается одна, и в нее “забиваются” те направления, которые вам необходимы. Например, подготовка к школе, художественно-эстетическое воспитание, психолого-педагогическая коррекция, развивающие игры и т. д.

Однако очевидно, что для варианта домашнего детского сада требования невыполнимы, на базе обычной квартиры это сделать просто невозможно. И все, кто пытался легализовать домашний детский сад, отказывались от своей идеи. В российском законодательстве просто не предусмотрено такой возможности, ведь даже для экономии места заменить детские кроватки матрасами, которые расстилают прямо на полу, как это делается во всех домашних садиках на Западе, у нас вам ни за что не позволят. В наших садиках используются хитрые раскладные кроватки, которые прячутся одна в другую.

Существует другой вариант - это детский сад в отдельном коттедже или загородном доме. Аренда такого дома, кстати, может стоить примерно столько же, сколько и большой квартиры в центре города. Но стартовый капитал в этом случае будет все равно больше, чем для оборудования квартиры.

Кроме того, можно арендовать уже подготовленное или отчасти подготовленное помещение у какого-нибудь образовательного учреждения. Придется вложить в ремонт и закупку оборудования несколько десятков тысяч долларов, зато там поместятся не 10–15 детишек, а несколько групп, и теоретически прибыль будет выше.

- Даже если вы берете в аренду помещение, в котором до этого располагалось образовательное учреждение, - говорит Любовь Табунидзе, - это не значит, что вам удастся избежать контактов с СЭС и пожарными. К негосударственным образовательным учреждениям они подходят гораздо строже. Если, инспектируя государственный садик или школу, они могут закрыть глаза на какие-то мелочи, то уж у вас, будьте уверены, пересчитают все ведра и швабры.

Итак, детский сад - это очень ресурсоемкое предприятие. И если делать все правильно, то вложить в него придется довольно приличную сумму: только оборудование хорошего сада на пятнадцать детей стоит порядка 10 тысяч долларов. Можно ли сделать такой проект инвестиционно привлекательным? Найти кого-нибудь, кто будет готов вложить деньги, взять кредит, в общем, построить бизнес цивилизованно? Наверное, можно. Но с большим трудом. Тех, кто хочет сделать деньги, такое предложение вряд ли заинтересует. Садик точно не получится маленьким и домашним, инвестиции будут нужны довольно приличные, и срок окупаемости составит не один год и не два.

Тем не менее сейчас существуют возможности найти поддержку со стороны. А именно купить своеобразную франшизу. “Мы предлагаем открывать новые площадки для детей под своим брэндом, - говорит Любовь Табунидзе. - Это могут быть детские сады (в том числе и домашние), школы, центры развития, центры дополнительного образования и другие формы. Фактически, мы берем на себя управленческое консультирование, кадровое делопроизводство и бухгалтерию, через которую проводим все платежи, расчеты и отчетность, что существенно облегчает путь тем, кто решает делать все легально. Но тут уж надо считать, во-первых, выгодно ли вам это, а во-вторых, насколько уже готовый брэнд помешает реализации ваших творческих планов.

А чё это вы тут делаете?
Если все-таки мы пошли по нелегальному пути, вполне возможно, что когда-нибудь с таким вопросом к нам заявится налоговая инспекция. И что ей отвечать? Опыт показывает, что самое верное - просто объяснить все, как есть, не упоминая о деньгах. В духе: “Очень люблю детей, у меня такой стиль жизни: хочу, чтобы мои дети воспитывались в обществе сверстников. Поэтому мы со знакомыми просто вскладчину держим детей у меня дома, нанимаем им преподавателей, воспитателей, водим гулять, развлекаем, устраиваем праздники, а никакой прибыли я от этого не получаю”.

Главное, что это действительно, скорее всего, будет очень близко к правде: владелицы даже элитных садиков, услуги которых стоят 500–1 000 долларов в месяц, редко получают какие-то сверхприбыли, их доходы - 1 000–2 000 долларов. Хороший частный преподаватель английского языка, наверное, зарабатывает примерно столько же. Но ведь частных преподавателей налоговая не ловит!

Главное - это добрые отношения с родителями детей и соседями. Конечно, приходится проходить через довольно неловкую процедуру “инструктажа” родителей. Просить их, чтобы они не говорили, что ребенок получил травму или заразился чем-нибудь именно в частном детском саду. В общем, “не болтать лишнего”. Но конфликты с родителями все-таки случаются. Не всегда можно их избежать, и тогда ваши бывшие клиенты могут очень сильно насолить вам, практически уничтожив садик. Поэтому, чтобы поддерживать хорошие отношения с родителями, придется затрачивать сил куда больше, чем этого требуют ведение бухгалтерии и прочие формальности.

Кстати, если по-настоящему дружить с родителями (а для этого есть все основания, вы ведь все-таки воспитываете их детей), то порой в лице состоятельных пап и мам можно обрести и влиятельных покровителей. Например, известны случаи, когда папы-банкиры помогали взять кредит на покупку и расселение квартиры под детский сад, что сделать в одиночку, да еще работая в тени, практически невозможно.

В нелегальной работе, кроме риска быть пойманным налоговой инспекцией, существует еще несколько минусов. Во-первых, невозможно будет официально оформить преподавателей и воспитателей, это может стать для них серьезным аргументом в пользу того, чтобы устроиться на работу в другое учреждение. А ведь хороший, “правильный” персонал найти очень нелегко, даже предлагая высокую оплату. Во-вторых, родители, которые не будут иметь от вас платежных документов, будут лишены возможности получать вычеты из налогов (родители имеют право на компенсацию подоходного налога, равную сумме, затраченной на образование детей).

Конечно, как и везде, существует возможность найти лазейку, чтобы все-таки действовать легально. Можно играть с налоговой не в “прятки”, а в “съедобное - не съедобное” или “верю - не верю”. Можно не называться детским садом, и вообще образовательным учреждением. Развивающая, воспитательная деятельность, организация досуга не требуют лицензирования, а соответственно и согласования помещения для этой лицензии. Кроме того, кружки, секции или студии при образовательных учреждениях также могут работать без лицензии. Но полностью избежать общения с пожарными и СЭС все равно не удастся. Таким образом, “Центр развития” при каком-нибудь подростковом клубе или начальной школе - это вполне приемлемый вариант, но сделать из него полноценный детский садик практически невозможно. В “центре развития” или “студии” нельзя кормить детей и укладывать их спать. Подразумевается, что дети проводят там неполный день. Довольно сложно спрятать кровати и кухню от бдительных инспекторов, хотя кому-то, быть может, это и удается.

- Я думаю, что в ближайшее время кардинальных изменений у частных детских учреждений в лучшую сторону не ожидается, - говорит Любовь Табунидзе, - и они будут вынуждены либо оставаться в тени, либо искать для себя иные формы существования. Это связано, во-первых, с отменой (в Петербурге - Прим. ред.) льгот на аренду негосударственным образовательным учреждениям, а во-вторых, с внесением изменений в Закон об образовании, которые вступили в действие с 1 января этого года.

В новом законе жестко определено поле деятельности негосударственных образовательных учреждений и, по словам экспертов, отменена масса вещей, которые были в старом Законе об образовании.

В общем, “включите свет - дышать темно и воздуха не видно”, как мы сами когда-то говорили в детском саду. Тяжело в России продавать счастливое детство! А ведь в США, например, до 80% всех детских садов - это маленькие учреждения на 20 детей максимум. И открыть домашний или “семейный” детский сад там может практически любой. Чтобы получить лицензию, надо соответствовать главному требованию - создать в саду семейную атмосферу, тогда как все формальные требования сведены до минимума. Для получения лицензии не нужно никакого специального образования, достаточно прослушать двухнедельный курс по медицине, взять справку из ФБР (”не был, не привлекался, не состоял”) и сдать анализ на туберкулез. Затем нужно “согласовать” помещение, вернее, свой дом, в котором будет садик, но не с пожарными и врачами, а с представителем лицензионного бюро. А собственно согласование будет заключаться только в том, что проверят наличие специальных защелок и замков на всех ящиках в доме, на плите, унитазе (чтобы детям не вздумалось попить оттуда). И никаких “шести квадратных метров на ребенка”, стерильных горшков и прочего. Американские власти поощряют этот бизнес. Поощряют, видимо, руководствуясь простыми человеческими соображениями, без всяких сложных расчетов и бюрократических фантазий.

А упала, Б пропала. Кто остался на трубе?
Самое главное в садике - это концепция. Для того чтобы с полным правом брать за свои услуги сумму в 500–1 000 долларов и называться “элитным”, нужно, чтобы сад был “авторским” - особенным, оригинальным. Яркий пример - это садик Елены (по известным соображениям, мы не будем называть здесь ее полное имя). Он существует уже около девяти лет, имеет имя, и сегодня “лист ожидания” в нем составляет три года. То есть чтобы отдать туда ребенка в 2007 году, надо записываться уже сегодня.

“Изюминка” этого садика в очень тщательном подборе преподавателей. Здесь нет “просто воспитателей”. Каждый воспитатель - это одновременно и преподаватель какого-нибудь предмета. Воспитатели по математике, чтению, письму, шахматам. Кроме того, дети там занимаются музыкой, рисованием, лепкой, физкультурой, карате, природоведением, с отдельным преподавателем делают кукольный театр и ставят спектакли. В итоге преподавателей и обслуживающего персонала оказывается больше, чем детей. А чтобы привлечь по-настоящему хороших и интересных людей работать в детском саду, надо, прежде всего, заинтересовать их материально - поддерживать заработную плату на уровне 15 долларов в час.

Программы и методики садиков очень разнообразны, но вот, пожалуй, обязательный набор: ежедневные прогулки, посещения музеев, театров, спектакли, праздники, дни рождения, спортивные занятия, медицинский надзор (врач может не находиться в садике постоянно, а приходить несколько раз в неделю).

Люди, имеющие опыт устройства частных детских садов, в один голос советуют в первую очередь подумать именно о внутреннем наполнении садика, а всей бюрократией (получением лицензии, оформлением бумаг) заниматься параллельно, это не должно отнимать все моральные и физические силы - иначе точно ничего не выйдет.

На базе садика можно продавать и дополнительные услуги, например развозку детей. Это себя оправдывает, если садик обслуживает определенный район. А если детей надо свозить из разных концов огромного города, это уже гораздо сложнее. Некоторые детские сады предлагают оставлять детей с ночевкой или на выходные. Это не очень хорошо с педагогической точки зрения (ребенок отвыкает от родителей), но приносит неплохой дополнительный доход. Многие детские сады берут довольно внушительный стартовый взнос. На базе садика можно организовать небольшое агентство частных нянь и гувернеров, что также может приносить дополнительные деньги.

Тем не менее даже элитному саду трудно заработать большие деньги. Ведь чем дороже садик, тем больше надо и тратиться! Сложно составить смету расходов - уж очень сильно отличаются и цены, и условия, но прикинуть можно. Пятнадцать детей по 500 долларов в месяц - это в итоге 7 500 долларов. Из этого вычитаем, как минимум, 1 000 долларов за аренду, 2 000 долларов на питание и мелкие хозяйственные расходы, плюс зарплата преподавателям, воспитателям, уборщице, повару - тут уж вообще правдоподобной будет любая цифра, особенно если кому-то надо платить до 15 долларов в час…

Сегодня абсолютно не заполнен сегмент частных детских садов среднего уровня стоимостью до 300 долларов в месяц. Наверное, именно такие сады нужны больше всего, но подобное предприятие, видимо, сейчас в принципе не способно быть рентабельным.

Итак, кто же остался на трубе? Кто ты будешь такой - царевич или портной? Чтобы стать царевичем, усидеть на трубе, надо быть по-настоящему влюбленным в свое дело, обожать детей и не терять надежды, что когда-нибудь малый российский бизнес выйдет из состояния младенчества, подрастет, окрепнет и вступит в пору мужества и зрелости